ШРИ БИЛВАМАНГАЛА ТХАКУР

Шри Билвамангала Тхакур был одним из наиболее выдающихся вайшнавов-ачарьев раннего средневековья (восьмой век нашей эры). Он принадлежал к сампрадае Вишнусвами, жил в южной Индии (современные штаты Махараштра, Карнатака и Андхра Прадеш). Прожив долгую жизнь, после себя он оставил несколько книг, подписанных именем «Лила-шука», что означает «Шукадева Госвами, рассказывающий Кришна-лилу». Из них «Кришна-карнамрита» и «Шри Говинда-Дамодара-стотра» представляют собой жемчужины вайшнавской поэзии, которые признаны всеми ачарьями.

ШРИ БИЛВАМАНГАЛА ТХАКУР

 История Билвамангалы весьма необычна. Он был брахманом, был богат, хорошо образован и воспитан. Но так уж бывает, что материальное богатство, положение и образование нередко становятся камнем преткновения в духовной жизни. Часто люди благополучные в этом мире развивают множество привязанностей и дурных наклонностей, совершая греховные поступки. Так и в нашем случае. Билвамангала привязался к одной проститутке, которую звали Чинтамани. Изучая писания и занимаясь благочестивой деятельностью, он постоянно думал о ней. Чинтамани была очень красива, прекрасно пела и танцевала. Она была преданной Господа Кришны и своими танцами и пением доставляла Ему большое удовольствие. Глядя на ее грациозные движения и слушая ее голос, Билвамангала воспылал к ней чувством. В «Бхагавад-гите» сказано: «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения рождается гнев, после чего человек теряет память…» (Бх.г.2.62). Так и получилось. Привязавшись к ней, Билвамангала испытал вожделение и, забыв о своем долге, оставил свою благочестивую жену, своих родителей, дом и, гонимый страстью, отправился к проститутке. Была ненастная ночь, шел сильный дождь. Чинтамани жила на другом берегу реки. Чтобы переправиться через бурную реку, он стал искать лодочника. Но не нашел. Как говорят, в плохую погоду хороший хозяин собаку не выпустит. Не найдя ни лодки, ни лодочника, он ухватил первое попавшееся бревно и пустился вплавь. Позже выяснилось, что это был полуистлевший, червивый труп женщины, не сгоревший после кремации. Перепачкавшись грязью и гноем, подвергая себя смертельной опасности, он все же переплыл реку и добрался до проститутки. Но ворота ее дома были заперты. Перелезая через забор, он ухватил конец какой-то веревки, но это оказалась змея. Сорвавшись, он упал и потерял сознание. На шум сбежалась люди, прислуга Чинтамани. «Кто этот человек?» – спросила она, когда Билвамангалу принесли к ней в дом. – О, это Билвамангала, наш брахман!» – Она была очень удивлена. Когда тот пришел в себя, она спросила: «Что тебя привело ко мне в столь поздний час, в такую ненастную погоду?» Билвамангала засмущался, не зная, что сказать. От вожделения он совершенно лишился разума. «Неужели ради меня, рискуя жизнью, ты подверг себя смертельной опасности? Глупец!» – резкие слова проститутки привели Билвамангалу в чувство. «О если бы ты так же сильно любил Шри Кришну!» – сказала она. Эти слова проститутки, как током, ударили Билвамангалу. Он тут же окончательно протрезвел и, опомнившись, встал и покинул ее дом. В его сознании произошли великие перемены. Вероятно, в прошлой своей жизни он совершил много добрых поступков, в результате чего накопил сукрити. И теперь его прошлая благочестивая жизнь принесла ему результат. Никому не говоря ни слова, Билвамангала направился во Вриндаван.

  По дороге в святую дхаму он встретил молодую женщину, попросил воды напиться. Она была очень красива; ее груди и ее тонкий стан были само совершенство. Взглянув в лицо, он снова воспылал страстью и последовал за ней в дом, но на пороге встретил человека, он был брахман. «Кто это?» – спросил Билвамангала. «Это мой муж» – ответила женщина. «О, я так привлекся красотой твоей жены», – сказал Билвамангала брахману и, обращаясь к женщине, добавил: «Мать, пожалуйста, дай мне твою шпильку из волос». Когда женщина дала ему шпильку, он тут же выколол себе глаза. «Эти глаза были всегда моими врагами», – сказал он. Ослепив себя и потеряв всякую надежду и опору в этом мире, он увидел Шри Кришну. «О бабаї, дай твою руку», – сказал Кришна. Так, держа Кришну за руку, он продолжил с Ним свой путь во Вриндаван. Дорогой он пел и танцевал в совершенном экстазе любви к Господу. Кришна Сам пришел к нему в Своей лиле. Находясь в таком возвышенном состоянии, Билвамангала сочинил и пропел «Кришна карнамриту». Шри Чайтанья Махапрабху очень высоко ценил это произведение, настоящий бриллиант вайшнавской классики. В обществе Своих близких преданных, Сварупы Дамодары и Рамананды Рая, Махапрабху ночи напролет слушал и пел ее стихи, всякий раз снова и снова погружаясь в волны океана экстатической премы. Этот океан нектара очень сладостен и столь же глубок. К нему не может приблизиться тот, кто не является чистым преданным Кришны. Им наслаждаются только великие души.

   Служа непосредственно Шри Кришне, Билвамангала Тхакур вошел в трансцендентальные игры Господа Кришны, находясь физически еще в этом мире. Билвамангала пел для Кришны, и Кришна наслаждался его пением. Хотя Билвамангала был слеп и не мог видеть, тем не менее, он знал: Кришна здесь. Однажды, пытаясь схватить Кришну, он погнался за Ним, схватил, но Тот выскользнул. В «Кришна Карнамрите» Билвамангала пишет:

хастам акшипья йато’сми
балат кришна ким адбхутам
хридайад йади нирьяси
паурушам ганайами те

«О Кришна, Ты выскользнул из моих рук. Что в этом удивительного? Но, посмотрим, сможешь ли Ты убежать из моего сердца!» (К.к.3.97.)

В начале «Кришна карнамриты» Билвамангала предлагает свои почтения гуру. Первым своим гуру он называет Чинтамани. Она указала ему путь к Кришне, вдохновила его на преданное служение. Затем он предлагает поклоны Самагири, инициирующему гуру и в конце смиренно кланяется лотосным стопам Самого Верховного Господа, которого также считает своим гуру. Невероятный факт, Бхагаван Шри Кришна, Господь Вриндаваны, корону которого украшает павлинье перо, Сам приходил к Билвамангале, приносил ему молоко и давал наставления.

История жизни Билвамангалы Тхакура описана в «Шри Валлабха-дигвиджае».

В Дравида-деше был царь, Виджая Пандит. Он был ученым брахманом, Дева-свами, который поклонялся Вишну и проповедовал сад-дхарму. Его сын, Вишну-свами, был инкарнацией Вишну. После него пришел Раджа-Вишну Свами, который установил в Двараке Божества Дваракадишвара. Собираясь в Прайаг, он поручил царю Пратипа в Пратиштхана-Пури служение Господу. Следуя его наставлениям, царь удачно проповедовал и разбил местных буддистов. Разбитые им буддисты напали на храм Вишну-свами и сожгли его книги. Когда Раджа-Вишну вернулся со своими последователями, он сделал лучшего из них ачарьей, а сам отправился на Вайкунтху. Этим ачарьей стал Билвамангала Тхакур. Получив каплю милости и йогические сиддхи, он отправился во Вриндавану, где оставался под деревом на берегу Брахма-кунды в течение семисот лет, защищая дхарму.

чинтаманир джайати сомагирир гурур ме
шикша-гуруш ча бхагаван шикхи-пинчха-маулих
йат-пада-калпатару-паллава-шекхаре
лила-свайамвара-расам лабхате джайашрих

Вся слава Чинтамани! Вся слава шикша-гуру Сомагири! Вся слава Господу Кришне, который носит в короне павлинье перо! Кончики пальцев на Его лотосоподобных стопах очень привлекательны и всегда желанны для Шримати Радхарани.

Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!

Спектакль. История Билвамангалы Тхакура. Киртан

Оставить ответ

Яндекс.Метрика