Сапхала экадаши — 11 лунный день убывающей Луны в месяц Пауша. Второе название этого экадаши Кришна Пауша экадаши. Сапхала — означает процветание. Поэтому соблюдая этот экадаши можно достичь богатства, достатка, процветания.
Так описывается этот священный день в Брахманда-Пуране:
И сказал Юдхистхира Махараджа: «О мой Господин Шри Кришна, поведай мне, что за экадаши приходится на две последние недели месяца Пауша, как его соблюдать и кому в этот день поклоняться? Прошу тебя, расскажи мне о нём во всех подробностях, так, чтобы я смог понять, о Джанардана».
И отвечал ему Владыка всех Богов Шри Кришна: «О величайший из правителей, раз ты так сильно этого желаешь, то я постараюсь объяснить тебе все достоинства Пауша-Кришна-экадаши.
О король всех королей, выслушай теперь прекрасную историю о том, как этот священный экадаши обрёл свою славу.
Давным-давно был город под названием Чампаавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было четверо сыновей, старший из которых — Лумпака — погряз в греховных делах: запрещенных половых связях с замужними женщинами, азартных играх и постоянных контактах с известными женщинами лёгкого поведения. Своими ужасными деяниями он постепенно растратил богатство своего отца, короля Махишмата. К тому же Лумпака стал критиковать дэвов, посланников Бога на земле, и брахманов, а также непрестанно поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя нравственное падение своего сына, решил изгнать его из дворца в лес. Боясь гнева царя, даже самые мягкосердечные родственники не вступились за Лумпаку, понимая, как греховен Лумпака и как за это на него зол отец.
Озадаченный своей ссылкой, брошенный и отвергнутый всеми Лампака думал: «Мой отец выгнал меня, мои близкие даже пальцем не пошевелили, чтобы возразить ему. Что же мне теперь делать?»
И снова у него созрел греховный план: «А не пробираться ли мне в город под покровом ночи и красть богатства?! Дни буду проводить в лесу, а ночами делать вылазки в город». Думая так, заходил в чащу леса греховный Лумпака.
Днём он убивал множество животных, а ночью отправлялся в город, чтобы обворовывать его жителей. Они уличали его несколько раз, но не трогали, боясь гнева царя. Горожане считали, что именно накопившиеся за прошлые воплощения грехи Лумпаки вынудили его потерять все царские привилегии и опуститься до поступков обычного себялюбивого воришки.
Питаясь преимущественно мясом, Лумпака каждый день ел также и фрукты. Часто он находил свой приют под баньяновым деревом, которое было очень важно для Бога Васудевы, чего не знал Лумпака. Многие люди поклонялись этому дереву как божеству, царствующему над всеми деревьями леса.
Как раз в то время, когда Лумпака совершал столько греховных деяний, настало время Сапхала Экадаши. Накануне этого дня (дасами) бывший принц провёл всю ночь без сна из-за того, что стоял ужасный холод, а его хилое одеяло совсем не грело. Холод не только лишил его сна, но почти и забрал жизнь. Когда взошло солнце, Лумпака был чуть жив, его била сильная дрожь, тело не слушалось.
Всё утро он не мог отойти от этого оцепенения — так и просидел до обеда. В полдень он пришёл в себя и встал со своего места у баньянового дерева. Когда он попытался идти, ноги его не слушались и он падал. Как хромой, ковылял он по лесу, умирая от голода и жажды. Лумпака был так слаб, что не мог собраться с силами и убить хоть одно живое существо в этот день. Вместо этого он довольствовался опавшими с деревьев фруктами. Когда он вернулся к своему баньяновому дереву, солнце уже село. Положив фрукты у корней дерева, Лумпака начал причитать: «О бедный я. Что мне делать?! Что же со мной будет?! О Шри Хари, прошу тебя, будь милостив ко мне и прими в дар эти фрукты”.
Следующую ночь ему также пришлось провести без сна. Тем временем всемилостивый Бог Мадхусудана был тронут таким скромным подношением Лумпаки и принял собранные им лесные фрукты. Лумпака, сам того не ведая, выдержал пост на экадаши. И благодаря заслугам, которые он накопил в этот день, он вновь обрёл свое царство без каких бы то ни было препятствий. Слушай же меня, о Юдхистхира, о том, что случилось с сыном царя Махишмата, когда проявилась лишь часть благ Сапхала Экадаши. На следующий день с восходом солнца к Лумпаке приблизился прекрасный жеребец и остановился прямо рядом с ним. В тот же день он услышал голос, раздавшийся прямо с прояснившегося за это время неба: «Этот конь тебе, Лумпака. Оседлай его и скачи к своей семье. О сын царя Махишматы, с благословления величайшего из богов Васудевы и благодаря силе тех заслуг, которые ты приобрёл, соблюдая пост на Сапхала Экадаши, ты получишь назад своё царство без каких-либо дальнейших трудностей. Такова твоя заслуга от соблюдения поста в самый священный день. Иди же теперь к своему отцу и займи законное место в своей династии”.
Услышав эти слова с небес, Лумпака оседлал коня и направился в Чампаавати. Благодаря благам, обретённым во время поста на Сапхала Экадаши, он снова стал наследным принцем и моим преданным почитателем.
Лумпака выразил своё почтение отцу, царю Махишмате, и вновь принял от него царские регалии. Махишмата, увидев своего сына с вайшнавскими орнаментами на теле и тилакой в межбровье, тут же передал ему царство, и Лумпака долго и мирно правил им. Каждый год на экадаши он возносил почести богу Нараяне с особым рвением. С милостью Шри Кришны он обрёл красавицу-жену и замечательного сына. В преклонном возрасте Лумпака передал корону своему наследнику так же, как когда-то сделал его отец. Затем он оставил всё и ушел в лес, чтобы полностью посвятить своё внимание служению Высшему Божеству, обуздывая свой разум и чувства. Очистившись от всех материальных желаний, он покинул своё физическое тело и вернулся туда, откуда пришёл — к Богу, — заняв место у ног почитаемого им Шри Кришны. О Юдхистхира, тот, кто обретёт меня так же, как это сделал Лумпака, полностью избавится от жалоб и тревог. Действительно, любой, кто будет соблюдать пост на Сапхала Экадаши, даже не намеренно, как Лумпака, прославится в этом мире. Он станет абсолютно свободен от смерти и вернётся к духовному миру Вайкунтха. Этому нет сомнений. Но более того, любой, кто просто слушает о благах Сапхала Экадаши, накапливает заслуги в той же мере, как тот, кто совершает раджасуью ягью и, как минимум, отправится на небеса в своем следующем рождении». Так заканчивается повествование о благах Пауша-Кришна экадаши, или Сапхала Экадаши, изложенное в Брахманда-пуране.
Оставить ответ