Стиль менеджмента — Генератор идей/Предприниматель paEi

Видеть сквозь туман
Можно ли ограничиться производством и администрированием? Нет. Помимо этих задач организация должна уметь планировать и определять курс с учетом изменений. Это задача предпринимателя, или E-функция.
Цель предпринимательства — анализировать изменения окружающей обстановки, значимые для организации. В то время как A-функция предполагает систематизацию и реализацию планов, которые уже приняты, дело E-менеджера — разрабатывать план действий.

На взгляд Адизеса, подходящая метафора для E-функции — это «способность видеть сквозь
туман». Предприниматель — творческая личность, он вглядывается в туман и различает
фрагменты информации, которые то показываются, то исчезают, и внезапно его осеняет. Он
видит огромное ухо, потом хобот, потом ногу и делает вывод: «Ага! Я догадываюсь, что там,
и знаю, что делать».
Нетворческий человек ждет, пока туман рассеется, взойдет солнце, и все станет ясно.
Тогда он скажет: «Ну вот, так я и думал!» Такой человек не добавляет к увиденному никакой
информации и ничего не созидает, в то время как творческая личность заполняет пустоты в
информационном тумане с помощью воображения.
Возвращаясь к аналогии с железной дорогой, можно сказать, что задача
предпринимателя — решать, какие станции нужно закрыть и где открыть новые; насколько
увеличить или уменьшить парк вагонов на отдельных линиях; как часто должны
останавливаться поезда на станциях. Иначе говоря, именно E руководит организацией, когда
той приходится иметь дело с меняющимися реалиями.
Предпринимательство не ограничивается миром бизнеса. Люди E-типа в сфере бизнеса
стараются воспользоваться финансовыми возможностями рынка, предприниматели в
социальной сфере инициируют культурные и политические преобразования, а
предприниматели в сфере искусства и просвещения удовлетворяют существующие
эстетические потребности и формируют новые. Все они чрезвычайно ценны для общества.
Поскольку изменения неизбежны и постоянны, E-функция необходима для хорошего
менеджмента. Она делает организацию результативной в долгосрочной перспективе. Если
E-функция не выполняется, организация рано или поздно отстанет от более
изобретательных и расторопных конкурентов.

В книге How to Solve the Mismanagement Crisis6, в которой была впервые
представлена модель PAEI, Адизес определил того, кто выполняет E-функцию и имеет код paEi,
как Предпринимателя. Эта книга была написана почти тридцать лет назад. За это время,
глубже изучив данные коды, я изменил свое мнение.
Менеджер paEi-типа — не совсем предприниматель. Чтобы стать предпринимателем,
который создает организации и обеспечивает их развитие, нужно одновременно иметь
развитые P-навыки. Одной E-функции недостаточно.
Того, кто нацелен главным образом на E-задачи и удовлетворительно, но не блестяще
справляется с P-функцией, я теперь называю Генератором идей. У такого человека бездна
идей — одни удачные, другие не слишком. Он выдает их потоком, иногда без передышки. Он
подобен школьнику, который тянет руку, не дослушав вопрос учителя. Именно он больше
всех говорит на собраниях. Какое решение ни предложи, у него есть другой вариант.
Такой человек чрезвычайно оживляет собрания. Он не просто внимательно следит за
ходом дискуссии и ее целью. Он способен выслушать чужое мнение и умеет подмечать
детали A. Однако он не нацелен на производство результатов и не может сказать: «Позвольте
мне возглавить дело и довести его до конца».
Генератор идей не может создать организацию без помощи сильного P-руководителя.
Он будет беспрестанно метаться от одной идеи к другой, не доводя ни одно дело до конца.

Предприниматель PaEi
Чтобы быть предпринимателем, менеджеру нужно обладать двумя основными
качествами. Прежде всего, он должен быть творческой личностью, способной намечать
новые направления и изобретать стратегии, которые позволяют организации адаптироваться
к меняющимся внешним условиям. Чтобы разрабатывать такие стратегии, он должен
чувствовать сильные и слабые стороны своей организации и обладать воображением и
смелостью.
Оба качества, творческое начало и готовность рисковать, необходимы для
предпринимателя. Если менеджер готов идти на риск, но лишен творческого начала, ему
будет уютнее в казино Лас-Вегаса, чем в деловом мире. Если он креативен, но не готов
рисковать, ему лучше стать рядовым сотрудником, консультантом или профессором в сфере
бизнеса — тем, кто может выработать план действий, но не способен его реализовать.
Предприниматель знает, чего и почему он хочет. Он креативен, но всегда имеет в виду
цель. Его E неотделимо от P. У него есть идея, замысел, и он в состоянии трансформировать
эту идею в достижимые результаты. Его креативность нацелена на то, чтобы сделать
результат реальностью. Он деловой человек, творческий и целеустремленный. Его
раздражают идеи без результата, а результаты, которые не порождены ВЕЛИКИМИ идеями,
он считает пустой тратой времени.
Еще более незаурядным будет предприниматель с кодом PaEi, который блестяще
выполняет I-функцию. PaEI — это лидер преобразований. Он четко знает, что и зачем нужно
делать, и при этом умеет заинтересовать людей. Он сплачивает команду и нацеливает ее на
преобразования.

Комментарии:

Оставить ответ